Чеховским стилем об убытках жизни

Репортаж   04 июня 2016  

2 и 3 июня в Оренбурге был показан спектакль Кама Гинкаса «Скрипка Ротшильда». Cцена Оренбургского драматического театра имени М. Горького принимает Московский театр юного зрителя.

 
Чеховским стилем об убытках жизни

Произведения Чехова подвластны не каждому режиссеру. Очень сложно в постановке соблюсти идеальный баланс между глубоким смыслом и юмором. Режиссер Кама Гинкас в своем спектакле этот баланс соблюдает, его «Скрипка Ротшильда» удивительным образом сочетает в себе сатиру и философию.

Одним из самых ярких персонажей является Яков в исполнении актера Валерия Баринова. Он держит зрителей в напряжении от начала и до конца, используя для этого всю выразительность интонаций и жестов.

Жизнь самого героя, кажется, состоит из череды похорон и свадеб. Всем этим он занимается исключительно с целью обогащения. Живые люди не трогают души Якова, да и сама она как будто растворяется в вещественном мире, где все убыточно. Возможно, поэтому о жене Марфе и о тех обидах, что герой нанес ей, он задумывается лишь в тот момент, когда женщина готовится к смерти.

В Якове каждый может узнать себя. Кто из нас никогда не задумывался о ценности жизни, не осознавал ошибки  тогда, когда было слишком поздно? Только у героя все эти действия связаны между собой. Возможно, именно поэтому такие мрачные мысли завладевают им. И думы приводят его к неутешительному выводу: для человека смерть приносит пользу, тогда как жизнь – сплошные убытки. Якову кажется, что смерть – лучший выход, потому что «не надо ни есть, ни пить, ни обижать людей». Зрителю вполне ясно, что другого исхода для такого человека быть не может. Потому стоит Якову придти к доктору, как каждый понимает: это финал для героя.

Показателен и другой персонаж - фельдшер. Знающий больше местного доктора, он, тем не менее, слишком черств для того, чтобы спасать человеческие жизни. Холодный компресс и порошок – вот то, что должно помочь. Если не поможет, значит, так тому и быть.

Таким образом, вопрос о ценности жизни и неизбежности смерти ставится открыто. Происходящее на сцене заставляет зрителя задуматься о том, что кажется вполне обычным, а главное, актуальным и сегодня, несмотря на то, что оригинальное произведение было написано А. П. Чеховым в далеком 1894 году.

Все же смерть Якова можно назвать закономерной, но не ожидаемой. В отличие от Марфы, которая всю жизнь была нелюбима, загнана тяжелой работой, Яков доводит себя сам. Возможно, рефлексируй он немного меньше, у Ротшильда не было бы скрипки. Хотя это лишь предположение…

Эта постановка является лауреатом премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший художник». «Скрипка Ротшильда» - ярчайший пример чеховского стиля, и потому так нравится зрителям.

Гастроли Московского ТЮЗа в рамках федеральной программы Министерства культуры РФ «Большие гастроли» продолжит спектакль режиссера Генриетты Яновской «С любимыми не расставайтесь», который можно будет увидеть 5 и 6 июня на сцене Оренбургского драматического театра им. М. Горького.

Фотоотчет с события

Об авторе

Дарья Казакова,

автор текста. 
Источник фото: http://moscowtyz.ru

Поделитесь с друзьями, коллегами и всеми, кому это интересно:
Календарь арт-событий
Апрель 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30