Базаров нашего времени

Репортаж   01 июня 2016  

Вчера на сцене Оренбургского драматического театра им. М. Горького была показана современная театральная фантазия в 3-х действиях «Отцы & дети» в рамках Международного фестиваля «Гостиный двор».

 
Базаров нашего времени

Спектакль государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан поставлен режиссером-постановщиком Петром Шерешевским, главным режиссером Петербургского Камерного театра Малыщицкого.

Представленные публике отцы и дети хоть и говорят языком тургеневских времен, все же в большей степени современны. Эпоха оставляет свой отпечаток на каждом из героев. Так, Базаров становится резким и даже грубым, Аркадий предстает воплощением человека с достатком, берущим от жизни все. Одинцова напоминает женщину, падкую на мужчин, в особенности богатых. Ее сестра Катя также не прочь отхватить хорошего жениха. Старшее поколение более традиционно, разве что Николай Петрович в постановке ведет себя иначе, чем в романе, показывая явное пренебрежение к Базарову.

Интересно построение спектакля. Кольцевая композиция основывается на эпизоде смерти главного героя. Первая показанная сцена в конце дублируется, но в развернутом варианте, вместе с удлиненными диалогами, и последней встречей Базарова и Одинцовой. Это и есть самый ключевой момент постановки.

Спор Базарова и Павла Петровича, в котором сторона отцов (Павел Петрович, Николай Петрович) сходится в словесном поединке с детьми (Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов), выстроена и продумана до мелочей. Кажется, что все по-настоящему, что это не просто актеры, заучившие текст. Ты как будто становишься зрителем реальных дебатов, в которых Базарова негласно все-таки можно объявить победителем. Четкого финала в сцене нет, границы перехода слишком размыты. Все действительно не закончено, ведь впереди дуэль Базарова и Павла Петровича. Они вступают в поединок, вооружившись рулетками, и это показывает истину: на самом деле двум людям разных эпох нечего делить, их непонимание кроется в расстоянии, отделяющем их друг от друга, и это вовсе не 8 шагов, как в романе.

По-новому представлены в постановке отношения Базарова и Одинцовой. В отличие от оригинального текста, где все ограничивалось только интеллектуальными спорами, в современной фантазии между героями было все. И если чрезмерную раскрепощенность Анны Сергеевны еще можно объяснить нравами сегодняшнего дня, то наивность Базарова не находит оправданий. Стоит ли говорить, что их отношения развиваются стремительно, и оба не слишком озабочены этим.  Поспешный отъезд Базарова, и поведение Одинцовой вызывают противоречивые чувства.

Героиня дает понять, что нуждается в Евгении, как в мужчине, но не ведет речь о чувствах, не отвечает взаимностью. Базаров, видя, что остаться - лучший выход, все же бежит, объясняя это своими принципами. Только где были эти принципы, когда он так покорно последовал за женщиной, с которой знаком всего неделю.

Современность находит отражение в мизансценах, музыкальном сопровождении и даже в организации сценического пространства. И это очень органично вписывается в общий контекст постановки. Но все это лишь антураж, главное – конфликт. Он обусловлен мыслью, проходящей сквозь все повествование. «Мы с тобой те же лягушки» - говорит Базаров, имея в виду лишь сходство анатомическое. Впоследствии перед героем открывается страшная реальность: человек в современном мире действительно лягушка. По крайней мере, его жизнь ценится не большее, чем жизнь лягушки. Когда Базаров находится на грани разочарования, появляются красные собаки. Образ этот  – метафора, которая  раскрывается лишь к концу представления. Эти самые собаки спросят у героя, что такого важного делают нигилисты, почему они нужны простому русскому народу, чем окончательно утвердят Базарова в ничтожности человеческой жизни, и добьют его.

Таким образом, главный герой становится центральной фигурой. Конфликт отцов и детей по-прежнему присутствует, но он не может по драматичности сравниться с конфликтом внутриличностным.

Совсем скоро  VIII Международный фестиваль «Гостиный двор», проходящий в Оренбурге, подойдет к концу. Однако он точно останется в памяти оренбургских зрителей надолго благодаря прекрасным новаторским постановкам, одной из которых, бесспорно, являются «Отцы & дети».

Фотоотчет с события

Об авторе

Дарья Казакова,

автор текста. 
Источник фото: http://rusdram.ru

Поделитесь с друзьями, коллегами и всеми, кому это интересно:
Календарь арт-событий
Май 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31