Джаз-фестиваль «Евразия-2015»: как это было

Репортаж   09 ноября 2015  

6-7 ноября в Оренбурге состоялся XIX Международный джазовый фестиваль «Евразия-2015» имени Юрия Саульского. Уже в 19-й раз оренбуржцы смогли насладиться лучшими исполнителями российского и зарубежного джаза.

 
Джаз-фестиваль «Евразия-2015»: как это было

«Евразия» всегда собирает вместе настоящих профессионалов и истинных ценителей джазовой музыки. На протяжении двух дней фестиваля в зале филармонии царила дружелюбная атмосфера, а на сцене музыканты чувствовали себя совсем «как дома». Оба дня фестиваля были насыщенными и по-своему интересными.

Открывал фестиваль признанный мастер фортепианного джаза, народный артист России пианист Даниил Крамер. Он не впервые выступает на нашем фестивале. В этот раз в своем трио он объединил вместе таких первоклассных, но «разнокалиберных» музыкантов, как академический кларнетист Игорь Федоров и джазовый контрабасист Макар Новиков. В буклете фестиваля была анонсирована премьера программы «От Чайковского до Бенни Гудмена». Но перед выступлением коллектива ведущий Владимир Каушанский предупредил о том, что программа, которая прозвучит, называется «От Шопена до Бенни Гудмена». И действительно - вместо Чайковского они играли Шопена. И много чего еще. В конце своей программы музыканты заставили зрителей забыть о том, что они находятся на джазовом фестивале, сыграв пьесу в стиле happening.  При чем произведение, которое представили музыканты, было написано еще в XIX веке, австрийским композитором и кларнетистом Адольфом Шрайнером. Сами музыканты назвали пьесу «Все меньше и меньше», но пообещали: «Если нас еще раз пригласят в этот зал, то мы сыграем в следующий раз пьесу „Все больше и больше“». Их выступление задало динамичный ритм всему фестивалю - в зале не осталось ни одного равнодушного к джазу слушателя. Блистательная виртуозность и многогранный стилевой репертуар музыкантов просто не могли быть приняты публикой как-то иначе.

Второй коллектив, выступивший в этот вечер, представил проект под названием «Open Strings». Пианист Евгений Лебедев и басист Антон Ревнюк бывали на «Евразии» много раз - оренбургский зритель прекрасно знает этих молодых исполнителей. В их новом совместном проекте участвует Игнат Кравцов на барабанах и струнный квартет Московской государственной консерватории. Программа, представленная этой командой, исключительно авторская. Ни одного джазового стандарта! Только пьесы Лебедева и Ревнюка, в которых легко угадывались русские мотивы и влияние импрессионизма и романтической лирики конца 19 века.

Завершали первый вечер американская джазовая певица Мирна Клейтон и ансамбль Тима Дорофеева. Программа этого коллектива включала и джазовые вещи, и блюз, и кое-что из поп-репертуара. Одним из сюрпризов ее выступления стало исполнение совсем не джазовой, но всеми любимой песни «Yesterday» группы «Битлз». Яркая, заводная солистка покорила зал своей неуемной энергией, открытостью и живым общением со зрителями. Мирна продемонстрировала потрясающее мастерство импровизации в дуэтах с Константином Седовиным, флейтистом и вокалистом ансамбля Дорофеева. Яркий и самобытный вокалист российской блюзовой сцены Седовин своим мягким тембром и виртуозным скэтом уже запомнился оренбургской публике по выступлениям на «Евразии» и давно нашел в нашем городе преданных поклонников.

Второй и заключительный день фестиваля был не менее интересным и разноплановым. Его открыли звезды российского блюза «Hot Rod Band» и Михаил Соколов, вокалист и исполнитель на гитаре и губных гармошках. По мнению самих музыкантов, играть блюз легко, потому что он строится всего на трех аккордах. Однако при кажущейся простоте блюз сложен тем, что кроме безупречной игры важно также передавать со сцены определенные эмоции, тем самым погружая слушателя в какое-то новое эмоциональное состояние. И это несомненно удалось Михаилу Соколову и его команде.

Помимо блюзового коллектива во второй день фестиваля оренбуржцы услышали трио Ивана Фармаковского и американскую певицу Ив Корнелиус. Эффектная негритянка с пышными волосами и прекрасным низким голосом обладает еще и чувством меры. Часто вокалист, выступающий вместе с ансамблем, превращает партии музыкантов лишь в инструментальное сопровождение. Когда на сцене Ив Корнелиус, нельзя выделить для себя только вокал или только ансамбль, потому что это равноправные взаимодополняющие части одной композиции.

Второй день фестиваля, к сожалению, был не полным. Вместо трех коллективов, заявленных в программе, выступило два. В Оренбург не смог приехать гитарист Иван Смирнов, который должен был играть со своим сыном Михаилом Смирновым. Мало того, что фестиваль и так был компактным – два дня, а не три, как обычно. Так еще и один из дней получился укороченным. Художественный руководитель фестиваля Татьяна Саульская так и сказала, прощаясь с публикой: «Мало. Нам показалось, что в этот раз фестиваля было мало».

Зато сколько всего интересного довелось услышать оренбургским слушателям за эти два дня. На сцене филармонии свое мастерство продемонстрировали пять великолепных коллективов и целых две американских певицы! XIX Международный джазовый фестиваль «Евразия-2015» имени Юрия Саульского никого не оставил равнодушным, зарядив оптимизмом и энергией всех любителей джазовой музыки.

Фото с прошедшего фестиваля

Об авторе

Дарья Казакова,

арт-корреспондент проекта событий AFB.SU.

Редактор - Юлия Александрова.

Поделитесь с друзьями, коллегами и всеми, кому это интересно:
Календарь арт-событий
Май 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31